В иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях ангелы – бесплотные существа, которые служат единому богу, сражаются с его врагами, воздают ему хвалу, передают волю божества стихиям и людям (в переводе с греческого “ангел” значит “вестник”). Те ангелы, которые отпали от бога, превратились в бесов. Первоначально ангелы были едины, однако впоследствии, в каббалистической традиции, появилось разделение на так называемых “девять ангельских чинов”, которые делятся на три триады. Собственно говоря, по этой иерархии ангелы относятся к третьей триаде, которая характеризуется непосредственной близостью к миру и человеку. Что касается облика ангела, то его невозможно описать сколько-нибудь достоверно, ибо истинный ангельский облик недоступен человеческому восприятию. Людям ангелы чаще всего являются в виде огненных символов (как сказано у Псевдо-Дионисия, богословие “представляет огненные колеса… и огненных животных, и мужей как бы молниевидных…”); иногда они принимают обличье людей, животных и растений.
В мифах различных народов, бесы – злые духи, противники божеств. Это слово относится и к индийским асурам, и к иранским дэвам, и к римским гениям, и к греческим демонам (наиболее распространенному названию бесов во всем мире). В христианской традиции бесов стали рассматривать как слуг дьявола (у славян - чертей): они насылают сглаз и порчу, всячески вредят людям и через них – Богу, особенную ненависть у них почему-то вызывает брак. С бесами невозможно договориться, поскольку они закоснели в зле и не желают делать ничего, что имеет отношение к добру. Христианство отождествило бесов с падшими ангелами. От своего “ангельского прошлого” они сохранили сверхъестественные способности, а именно: власть над стихиями и пространством, возможность внушать людям мысли и дела. Кроме того, они сохранили свойство становиться невидимыми и менять по желанию облик. Как правило, характерный признак появления беса – удушливый запах серы. Они могут являться в обличии ангелов, принимать вид того или иного человека, либо превращаться в чудовищ или животных – пресмыкающихся, птиц или черных собак и кошек. Иконография и народная фантазия закрепили за бесами образ, более всего напоминающий облик греческого сатира: рогатое и хвостатое существо, чьи ноги заканчиваются козлиными копытами; за спиной у него крылья, а на голове маленькие рожки. Бесы – искусители, поэтому они прежде всего донимают святых, пустынников и монахов.
Среди сонмища бесов наиболее известны главные прислужники сатаны – Вельзевул, Азазель, Велиар, а также искушавший доктора Фауста Мефистофель. Греческая мифология знает благого демона – так называемого “демона (или даймона) Сократа”, который, по Платону и Ксенофонту, не раз советовал Сократу, как поступать в том или ином случае. Вообще греческие демоны – существа особые: это нечто вроде не персонифицированной божественной силы, которая возникает на короткий миг и, осуществив какое-либо действие, мгновенно исчезает.
Стоит заметить, что общее описание ангелов не вызывает практически никаких нареканий. Их обязанности и чины описаны абсолютно правильно, если только не принимать во внимание тот факт, что добровольное вмешательство в действия людей и у ангелов, и у демонов в настоящее время снижено к минимуму. Облик ангела действительно недоступен человеческому восприятию, т.к. ангел сам по себе – это чистая мысль; насчет огненных символов утверждение спорно – ангелы предпочитают более повседневные облики.
Насчет демонов. Утверждение, что с бесами нельзя договориться вообще, ложно. Можно, конечно, только надо учитывать то, что заведомо честных договоров они не предлагают. Кроме того, Падший ангел – еще не демон. Про Павших – отдельный разговор.
Хм… Вспоминаются строчки нетленного “…Демоны пахнут как сера и мрак, только агенты не пахнут никак.”. Нет, разумеется, более-менее сознательный демон никогда не допустит того, чтобы за ним волочился запах серы. То же самое касается и насчет внешности. Рога и копыта давно уплыли в небытие; демоны обычно предстают в виде людей, правда, предпочитают черные волосы и темные тона одежды. Вероятно, выдерживают роль.
Ну и последнее замечание. Благих демонов нет. Не было, нет и никогда не будет. Демон, отступившийся от своих принципов и миссий, становится Падшим – точно так же, как ангел, потерявший свой Свет.
Внешние высшие духи – существа, в основном обитающие на дальних слоях эфира. Одни из самых неизученных созданий этого мира, они ведут весьма скрытный образ жизни, хотя нередко вмешиваются в дела смертных, чем доставляют им не столько помощь, сколько лишние хлопоты.
Физические показатели ангелов и демонов практически одинаковы, поэтому в дальнейшем они будут сливаться в один тип созданий. Главное исключение – это то, что каждый ангел является носителем Божьего Благословения. Ангел без этой особенности – уже не ангел в полном смысле этого слова.
Те внешние духи, которые появляются на земле, поражает своей мощью. Достаточно взглянуть на карточки Зериреля и Авераэля, что бы понять, что внешние духи – противники нешуточные. Сложно говорить о силе высших ангелов и демонов, так как такие появляются в материальном мире весьма и весьма редко. Причина этого – некий пакт, заключенный бесами и ангелами и условно называющийся Договором. Согласно ему, сильные ангелы и демоны не имеют права непосредственно принимать участие в делах, творящихся на земле. Вероятно, это единственный барьер, который ограждает этот мирок от если не массовой полуэфирной бойни, то уж точно от многих и многих неприятностей.
Ангелы, несмотря на свою мощь, весьма стеснены в своих действиях (см. Психология). Это, впрочем, не мешает им пресекать действия особо инициативных бесов.
Внешние духи, по сути дела, бессмертны. Их невозможно убить полностью, они способны регенерировать из бесконечно малых останков (правда, только на эфире, но, учитывая, что на эфирном плане духи всегда сильнее, нежели на материальном, это несущественно). Живут такие духи неопределенно долго, не старятся, как и любые другие духи.
Внешних духов, постоянно проживающих в материализованном виде, можно пересчитать по пальцам. Среди них есть и ангелы, и демоны, но они настолько хорошо маскируют свое присутствие, что можно всю жизнь прожить рядом с соседом Кириллом и так и не узнать, что он – один из святых созданий…
Ангела и демона вполне возможно призвать, хотя ангелы в нынешнее время откликаются на вызов редко. Полный ритуал находится в книге ЭВ, так что распространяться на эту тему не имеет смысла.
Мало что можно сказать о физических возможностях ангелов и демонов. Они бывают разными, от слабых до безумно мощных, от гениев до безрассудных существ, цель которых только одно – убивать… Возможности внешнего духа напрямую зависят от их возможностей к материализации.
С ментальной точки зрения, внешние высшие духи – это, собственно говоря, и не существа-то в целом. Подобную теорию легко объяснить с помощью происхождения внешних духов.
Место, где они появились – дальние слои эфира, уровни, условно называемые Адом и Раем. На дальних слоях эфира не может существовать ничего, кроме чистых энергий – мыслей. Следовательно, ангелы, равно как и демоны – мысли, так или иначе искаженные и принявшие ту форму, в которой они пребывают.
Нетрудно догадаться, что мысль всесильна. Она способна изменяться практически как угодно, искажать саму себя. Единственное, чего она не может – это самопроизвольно расширяться. Ангелы и демоны способны направлять свою силу в самые различные направления – от мощнейшей экстрасенсорики до мощи физической – но они не в состоянии пересилить границ возможного для себя.
Обычно у внешних духов наличествуют весьма большие возможности в плане экстрасенсорики. Один дух способен пропускать через себя столько тонких энергий, сколько с лихвой хватило бы и дюжине мощных тренированных экстрасенсов-людей. Мысль – то есть ангелы и демоны – способна без каких-либо ощутимых для себя последствий проводить сквозь себя целые каналы тонких энергий. У нее нет ни рассудка в полном смысле этого слова, ни многогранного эфирного плана, которые можно было бы повредить или разрушить.
Любимейшая дисциплина экстрасенсорики у ангелов – телекинез, реже – телепатия. Демоны предпочитают более агрессивный пирокинез, которым не прочь воспользоваться в целях развлечения. Магией внешние духи практически не занимаются – зачем, раз там, чуть выше, они способны творить все, что хотят, не прикладывая усилий на ритуал, заклятье, концентрацию? Даже если демон или ангел и занимаются магией, то чаще всего это наиболее знакомая им дисциплина – европейская.
Кроме того, демоны могут иметь характерную “специализацию” – дело, на котором они съели собаку. Типичный пример – Ахалибас, он же демон Максвелла, чьей специализацией является открывание дверей. Есть демоны-убийцы, есть демоны-искусители – да мало ли на свете грязных дел, к которым демоны пытаются склонить безвольных смертных?..
К счастью для этого мира, ангелы и демоны высших порядков появляются в материальном плане достаточно редко, хотя того, что творят здесь даже самые слабые из внешних духов, с лихвой хватает и работникам ИПЭ, и прочим аналогичным структурам.
Психология внешних высших духов отличается четкой направленностью приоритетов. Несмотря на то, что в физическом и ментальном плане ангелы – едва ли не сильнейшие существа этого мира, они весьма стеснены в своих поступках и мыслях.
Известно, что каждый ангел с начала своего существования как такового несет некий Потенциал Света – то, что, собственно, и делает его Высшим посланником. Основная цель ангелов (см. Факты и заблуждения) – служение единому Богу, воздание ему хвалы и передача его целей смертным. Эти цели весьма сильно ограничивают психологическую и волевую свободу ангелов. Неверие или сомнение, такие характерные для людей, для ангела недопустимы. Звучит странно и весьма спорно, но ангелы – существа, в сущности, ограниченные. Ограниченные общими идеями и целями, прививаемыми им Небесной Канцелярией.
Сложно описать характер ангелов. О любви к творению Господнему не приходится даже упоминать – это подразумевается. Другое дело – каким образом эта любовь проявляется в действиях. Ради веры и идеи религии, ангелы способны на многое – тут стоит вспомнить очищение серафима, после которого остаются обширные ожоги второй и третьей степеней. Через страдание познаешь истину, хотя ангелы пытаются по большей части избегать таких мер.
Стоит упомянуть Падших – ангелов, которые посмели усомниться в вере или совершить нечто, что заставило Небесную Канцелярию принять решении об их “устранении от дел”. Падшие – одни из немногих существ, способных вызывать у ангелов отрицательные эмоции. Падший теряет часть Света, ему становятся недоступны дальние слои эфира. О возвращении в Рай он уже может даже и не думать. Падшим дается либо срок осознать свои ошибки, либо какое-то задание, дабы смыть с себя след своих деяний. Если они не совершают то, что им предписано, они окончательно теряют свет и становятся Павшими – то есть равноценными демонам.
Демоны, с точки зрения личности, гораздо менее предсказуемые создания, нежели их “святые братцы”. Они хитры, жестоки, зачастую отличаются просто-таки извращенским садизмом. Любят играть со своими жертвами как кошка с мышкой, но до тех пор, пока смертный окончательно не попадет под их власть, ведут себя с ним весьма вежливо и дружелюбно – даже если эти эмоции лишь плод их артистизма и лицемерия.
Разгневанные ангелы и демоны одинаково страшны в своем отмщении. И если ангела может вывести из себя только оскорбление Бога или творения рук Его, демоны намного несдержаннее в своих чувствах. Разозленного демона практически невозможно контролировать, он не прислушается к увещеваниям или просьбам. Легче всего разгневать демона принесением в жертву ему чего-либо, что вообще натура демонов не приемлет, или же неподходящими курениями.
К слову о вызовах. Любимый вид материализации ангелов – это люди со светлыми волосами и глазами, тогда как демоны предпочитают принимать облик темноглазых брюнетов. Это не несет в себе никакой смысловой или моральной нагрузки – наверно, просто по привычке…
Мало что известно про иерархию и социальный строй демонов. Он настолько запутан и сложен, что разобраться в нем, подчас, под силу только самим демонам. Можно с уверенностью сказать, что уровней демонов (иначе говоря – чинов, хоть это несколько и неверно) – не меньше девяти. Есть теория, что демоны не соблюдают вообще никакой иерархии и строя, за исключением строя силы. В ту же очередь, иерархия ангелов разбирается весьма легко.
В христианской мифологической традиции существует иерархия ангельских существ, впервые разработанная Псевдо-Дионисием Ареопагитом (5 или нач. 6 в.) – девять ангельских чинов. Они разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-нибудь особенность. Первая триада – серафимы, херувимы и престолы – характеризуется непосредственной близостью к богу; вторая – силы, господства и власти – подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества; третья – начала, архангелы и, собственно, сами ангелы – характеризуется непосредственной близостью к человеку.
По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:
1. Серафимы;
2. Херувимы;
3. Престолы;
4. Господства;
5. Силы;
6. Власти;
7. Начала;
8. Архангелы;
9. Ангелы;
Ангелы. Ближайшая ступень к человеку и к тому же – наиболее понятная человеку. Поступки и идеи ангелов человеку понятнее, нежели чем идеи серафима. Чаще остальных вступают в контакт и постоянно живут на земле в материализованном виде, кроме того, им легче понять слабости человека. Остальные ступени – за исключением, вероятно, архангелов – менее снисходительно относятся к легкому грехотворению.
Архангелы. Собственно, это повзрослевшие ангелы, и их искусные “начальники”. Считаются чином, определенным для учения (можно сказать, младшие братья Херувимов), они же передают ангелам, что именно надо нести людям. Через архангелов Небесная Канцелярия передает свои послания человечеству. Кроме того, именно через них от Престолов может прийти Божественное озарение – оно же Божье Благословение.
Начала. Исходя из названия, чин, созданный для управления. Основная цель их деятельности – следить, чтобы ангелы и архангелы не “нахватались” греховных мыслей от людей. Они же отслеживают тех, кто начал терять Свет, и предупреждают их об этом; а также Начала сообщают в Небесную Канцелярию, кто из ангелов пал, они же объявляют Павших и Падших ангелов и дают последним шанс спастись, свершив какое-то дело.
Власти. Представляют собой Божью власть. Чин, в котором многие из внешних духов оступаются и начинают терять Свет. Задача Властей – своими деяниями показывать различным владыкам, что есть истинная власть и как не употреблять ее во зло своему подчинению.
Силы. Представляют Божью силу и мужество. Грубо говоря, ударная сила ангельского строя. Именно Силы стоят на страже Врат Рая, святые паладины Небесной Канцелярии; именно они в самой кардинальной форме пресекают любые действия демонов, переходящие границы Договора. Многие кандидаты на получение Божьего озарения пользуются покровительством Сил – те охраняют их – по мере сил – от искушений, которые отведут праведника от Света, даруемого ему.
Господства. Чистейшие из второй Иерархии ангелов. Это очищенные, свободные от всей грязи Силы, занимающиеся тем, что ищут пути к еще большему озарению. Представляют Божью чистоту. Покровители монастырей, так как из человеческих воплощений монахи – наиболее приближенные к идеологии Господств.
Престолы. Представители первой из небесных иерархий, горящие Престолы – те, кто передают людям малоизученный Божий дар, или благословение. Основная черта – полнейшее бесстрастие в выборе достойнейшего. Один из трех высочайших чинов.
Херувимы. Святые учителя, которым дана сила созерцать и знать Бога, оттого херувимы – те, кто передают свое учение через архангелов человечеству. Чаще всего выглядят как ангелы с двумя лицами и четырьмя крыльями.
Серафимы. Ангелы, максимально приближенные к Богу. Особый знак отличия – шесть крыльев, нередко огненные. Самые страстные из ангелов (можно сказать, перманентные обладатели особенности Сорвиголова ), готовые к быстрым поступкам. Такая горячность объясняется тем, что серафимы, вероятно – чистейшие из ангелов вообще, их сознание не замутнено ничем, кроме любви к Богу и творениям Его. Серафимы способны пробуждать в простых людях порыв к высшему, то есть Богу, и к очищению грешников, правда, не самым мирным способом – через опаление и ожоги своим святым огнем, горящим в серафимах.
Такова иерархия ангелов. Кроме представленных чинов, есть еще несколько “особых должностей”, о которых следует упомянуть. Это Стражи Врат Рая, Хранитель Нижних Уровней и Блюдущие Договор.
Стражи Врат Рая – это восемь Сил, в обязанность которых входит содержание входа в Рай в неприкосновенности. Обычно они даже не уходят далеко от уровня Рая, единственное исключение – особое поручение самой Небесной Канцелярии или происшествие, требующее ее же вмешательства. Все Стражи – искусные фехтовальщики, нет такого создания нашего мира, которое способно победить их в дуэли.
Блюдущие Договор – два Престола, занимающиеся тем, что соблюдают все параграфы Договора, не позволяя демонам или особо ретивым ангелам преступать их. В принципе, больше ничем не интересны.
Хранитель Нижних Уровней, он же Аверогроэль – личность (именно личность!) странная и таинственная. Этот ангел (ангел ли?) следит за тем, чтобы ни один внешний дух, однажды отосланный на Нижние Уровни, не пересек границу с прочим эфиром без разрешения Небесной Канцелярии. Аверогроэль и впрямь странное создание – несмотря на то, что его ступень наверняка выше престола, его действия и слова не отличаются ни особой праведностью, ни всепоглощающей любовью к Господу. Кроме того, Хранитель – страстный любитель азартных игр и особенно покера, что вообще не поддается никакому объяснению, кроме одного: если Серые существа реальны – Аверогроэль один из них.
Вернувшись к демонам, можно вспомнить о тех малоизученных типах бесов, что вообще отделены от общего их сброда. Изученных демонов можно даже ассоциировать с некоторыми ангельскими чинами. Речь, собственно, пойдет о бесах, демонах искушения, “договорщиках” и демонах боя.
Бесы. Нижняя ступень демонской иерархии. Есть теория, что они – руки демонов более высоких чинов. Чаще остальных занимаются мелкими пакостями, чаще остальных заключают договора с магами (хотя они даже тягаться не могут с еще одним подвидом, “договорщиками”), чаще остальных по пустому делу пресекают границы Договора. Ангельский противовес – Девятая ступень, ангелы.
“Договорщики”. Адвокаты Дьявола. Это демоны, специализирующиеся на составлении и заключении различного вида договоров со смертными. Связаться с “договорщиком” – значит обречь свою душу на падение. Никогда не заключают честных договоров, на которые можно подбить менее искушенных в этом вопросе бесов. Обычно у таких демонов полным-полно заключенных душ-должников. Потрясающие ораторы, способны затуманить разум практически любого человека обещаниями тех благ, которые якобы несут в себе условия предлагаемого ими же договора. Ангельский противовес – Седьмая ступень, начала.
Демоны искушения. Род деятельности понятен из названия. К этому типу демонов относятся эроводолейный Авераэль и Заммель. Они соблазняют, совращают и путают людям их пути, отводят с пути праведного, приводят к моральному падению или сумасшествию. Иногда они просто играют смертными, но, так как после смерти или падения души их “клиентов” отходят к ним же, игра часто превращается в весьма жестокую погоню за максимальным количеством вреда, нанесенным морали человека. Предпочитают не раскрывать своей природы до самого конца. Ангельский противовес – Четвертая ступень, господства.
Демоны боя. Если где-то необходимо что-то разрушить, они тут как тут. Любители драк и физического выяснения отношений, демоны боя зачастую – практически безвольные создания, жертвы собственной звериной жажды разрушения, подчас не всегда разумные. Они часто не могут сдержать своих амбиций и идут крушить все и вся в материальном мире. Впрочем, ИПЭ пока еще в состоянии справиться с теми бестиями, что вырываются из-под контроля Блюдущих Договор и их демонических аналогов. Ангельский противовес – Пятая ступень, силы.
Вероятно существование аналогов Блюдущих Договор и Стражей, но полностью это не доказано.